Бюллетень Московского клуба гладиолусоводов № 14, 2006 г.

 

НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О СУДЕЙСТВЕ НА ВЫСТАВКАХ

В.Ф.Дыбов

Уже на протяжении многих лет я пытаюсь осуществить идею о выделении в особую группу сортов и гибридов с необычными декоративными признаками, но не совсем «вписывающихся» в существующую ныне систему оценки гладиолусов на московских выставках. Хочу напомнить, что система (методика) оценки гладиолусов на выставке была, в основном, разработана NAGC (Северо-Американским обществом гладиолусоводов.). При этом у нас нет оценки экспонатов на второй день выставки. В методике большое значение имеют математические показатели: пропорциональность и сбалансированность соцветия, количество бутонов и открытых цветков. Мало того, оценка экспонатов по готовности к показу проводится в день завоза и размещения экспонатов на стенде. Как результат, к концу второго дня вчерашние чемпионы и лауреаты выглядят удручающе, и посетители выставки в недоумении пожимают плечами, а иногда и возмущаются, заявляя, что у них в саду гладиолусы намного лучше клубных чемпионов.

            Экспонаты на всех выставках, проводимых клубом, считаю обязательным оценивать на следующий после завоза день, как это делается на американских выставках. (Примед.: в США оценка также проводится в день открытия выставки, но на некоторых выставках дополнительно определяются чемпионы второго дня). Оценка экспонатов на следующий день после открытия выставки безусловно усложняет жизнь экспертов, так как почти все они одновременно являются экспонентами, и вынуждены будут дважды приезжать на выставку.  Сегодня в клубе острая нехватка квалифицированных экспертов, и поэтому нагрузка у них очень высокая. Хочу попросить через бюллетень членов клуба пройти учебу экспертов. Пройдя такую школу гладиолусовод-любитель будет несколько иначе видеть цветок и мгновенно оценит достоинства и недостатки экспоната.

            В последнее время у посетителей наших выставок заметно увеличился интерес к мелкоцветным и необычным гладиолусам, наблюдается понижение интереса к парадным, математически правильным сортам. Цветочная мода, как и все другие моды, подвержена изменениям и требует от новинок чего-нибудь «вкусненького», необычного. Я специально просмотрел заказы посетителей наших выставок в минувшем сезоне. Абсолютное большинство заказов пришлось именно на необычные гладиолусы, хотя некоторые сорта были представлены не лучшими экспонатами, а некоторые выставлялись впервые. Кстати, известный чешский селекционер Игор Адамович ежегодно регистрирует в NAGC до десятка «необычных» сортов, иногда имеющих всего 15 бутонов.

            На Международной выставке «Цветы-2003» наш стенд посетил владелец одной из цветочных фирм Голландии. Посетил и больше никуда не пошел, заявив, что все остальное он много раз видел, а таких гладиолусов – никогда. Голландцу очень понравились русские гладиолусы. Причем у каждого представленного на выставке селекционера, он нашел что-то интересное и записал координаты всех селекционеров с целью дальнейшего сотрудничества. Кстати, когда он восторгался «Кружевным Бантом»,  я указал ему на «математические недостатки» этого сорта, на что он ответил, что за красоту на все остальное нужно закрыть глаза.

Для меня приятно признание зрителями моих новинок. Это абсолютно невписывающиеся в существующие стандарты «Кружевной Бант»,  «Детские Сны», «Княжич». Дошло до того, что два экземпляра «Детских Снов» были похищены со стенда.

            Специалистов по ландшафтной архитектуре заинтересовали так называемые «бордюрные» гладиолусы, с высотой не более 100 см. К сожалению, из-за существующей сегодня в России методики оценки гладиолусов на выставках селекционеры не уделяли подобному направлению достаточного внимания, поэтому пока бордюрные сорта существуют в единичном количестве, при все возрастающем спросе на них.

            В мировой практике мы видим новые группы в культуре тюльпанов, нарциссов и др. Подводя итог, считаю крайне необходимым ввести в методику оценки экспонатов на клубных выставках две дополнительные, отдельно выделенные категории: «экзоты» и «бордюрные».