Бюллетень Московского клуба гладиолусоводов № 15, 2007 г.

 

СОЗДАВАЯ НОВЫЕ СОРТА

В.И.Трифонов,198320 Санкт-Петербург, Красное Село, улвиационная, 18

(Перепечатано из журнала «Цветоводство», 2005, №2)

Селекция гладиолусов - сложный творческий процесс, который включает постановку задачи, составление программы скрещиваний и размножение нового сорта. Хотя это занятие не из легких, оно настолько увлекает, что способно  снять любые стрессы и усталость. А когда ты видишь результат - первое цветение нового сорта, - это радостное состояние не поддается описанию.

«Селекция по существу, слагается из правильного выбора и умелого подбора исходных пар для сочетания путем гибридизации», - писал выдающийся генетик Н.И. Вавилов. Оригинатору необходимо знать доминантные и рецессивные признаки у гладиолусов, с которыми он работает. Высота растения, длина колоса, количество и размер цветков — важные показатели, определяющие декоративные качества сорта. Следует помнить, что у сортов раннего срока цветения, как правило, не такое мощное и длинное соцветие, как у поздних сортов. При подборе родительских пар для скрещивания важно учитывать происхождение этих сортов, поскольку у потомков проявляются признаки всех предков.

В результате изучения многочисленных вариантов гибридизации можно сделать некоторые выводы. Например, при скрещивании низкорослых гладиолусов с высокорослыми в потомстве получается более 60 % низких растений. Такие признаки, как короткий колос, небольшое количество одновременно открытых бутонов, мелкие цветки чаще встречаются в потомстве. Опыт показывает, что мелкоцветковые гладиолусы с тонким стеблем доминируют над крупноцветковыми растениями с прочным цветоносом.

Сегодня очень популярны сорта с сильногофрированным или складчатым краем долей околоцветника, но этот признак рецессивный, поэтому в процессе гибридизации получается большой процент негофрированных цветков.

Как показали исследования доктора сельскохозяйственных наук Т.Г.Тамберг,  малиновая окраска доминирует над розовой и красной, пурпурная - над малиновой, сиреневая - над пурпурной, фиолетовая - над сиреневой, все перечисленные - над белой и желтой. При скрещивании  сортов с двухцветными долями (например, розово-фиолетовыми, желто-пурпурными) в потомстве могут появиться гибриды с дымчатой или коричневой, иногда малопривлекательной грязной окраской. Для получения экземпляров с цветками чистых оттенков надо подбирать родительские пары с «лепестками» одного тона.

Теперь об опыте своей селекционной работы. Предварительно я обязательно составляю  план, подбираю  родительские пары для скрещивания. Первый цветок обычно раскрывается в 6-8 часов утра, а пыльники начинают лопаться через 3-7 часов. Наибольшее количество качественной пыльцы образуется в первый день, хотя в зависимости от погодных условий она сохраняет жизнеспособность в течение 1-2 (иногда до 3-х) суток. Я собираю ее в пробирку, закрываю пробкой, записываю  номер  сорта  и помещаю в холодильник при температуре 2-5°С, где она может оставаться фертильной до 30 дней.

Рыльце готово  к опылению, когда его лопасти начинают расходиться. У гладиолусов российской селекции это происходит обычно на 2-й день цветения,  у зарубежных сортов - на 3-4-й, и появляются капельки жидкости. Как установлено Н.Г.Гринкевичем, способность к опылению у гладиолуса сохраняется 6-7 суток.

Растения, предназначенные для гибридизации, должны быть здоровым и и хорошо развитыми. Скрещиваю гладиолусы до 15 августа, поэтому при использовании среднепоздних или поздних сортов подращиваю их дома, а затем высаживаю в гряды. На растении оставляю 8 нижних цветков, у которых удаляю еще нелопнувшие пыльники. Опыление провожу, как правило, в вечерние часы заранее заготовленной пыльцой на 2-й или 3-й день после роспуска цветка. Оптимальная температура  воздуха для успешного опыления - 1б-25°С, если она выше 30° или ниже 10°,то семена не образуются. При возможности иногда опыляю рыльце зрелым пыльником. По моим наблюдениям верхние цветки дают меньше семян, чем нижние. Кроме того, у сеянцев, полученных с двух нижних цветков, чаще преобладают материнские признаки; чем выше расположен цветок, тем сильнее проявляются отцовские.

Опыленные цветки закрываю целлофановым пакетом лишь в дождливую погоду. Семена созревают через 35-40 дней после скрещивания. В случае угрозы заморозков растения срезаю и ставлю в вазу с водой, добавляя препарат «Бутон». В  этих условиях семена дозариваются, и через 1-2 недели коробочки желтеют и растрескиваются по боковым швам. Семена просушиваю, ссыпаю в пакетики, на которых пишу номер скрещивания, а в журнале фиксирую названия родительских пар и дату опыления.

Весной семена делю на 2 неравные части, меньшую обрабатываю химическими мутагенами и высеваю дома. С появлением второго настоящего листа сеянцы переношу в открытый грунт. Оставшиеся необработанные семена в начале мая высеваю в гряды, раскладывая в неглубокие бороздки, присыпаю просеянной землей (слой 1-1,5 см) и поливаю через мелкое сито. Номера бороздки и пакетика заношу в тетрадь. Посевы накрываю полиэтиле­новой пленкой до появления всходов (20-30 дней). Затем посадки пропалываю, рыхлю, обильно поливаю, ставлю дуги и накрываю пленкой до образования второго настоящего листа. Подкормку провожу также, как при выращивании детки. Осенью полученные клубнелуковицы (как правило, они в основном II-III разборов) выкапываю, промываю, протравливаю, сушу и убираю на хранение. Посадочный материал, полученный из семян, посеянных дома и в открытом грунте, практически не отличается.

На следующий год в начале мая гибридные клубнелуковицы высаживаю в гряды. Во время их цветения (оно, как правило, заканчивается к середине сентября) приступаю к отбору гладиолусов с высокими декоративными признаками, отмечая перспективные этикеткой. В журнале указываю номер гибрида, родительские пары и полную характеристику цветка.

При первом цветении в полной мере можно судить об окраске долей, наличии и форме пятен, гофрировке и фактуре «лепестков», плотности прикрепления цветка к стеблю. Размер же цветка и длину колоса  следует оценивать на 2-3-й год.

В начале своей селекционной деятельности, проводя межсортовые скрещивания, я получал большое количество клубнелуковиц, но результаты были неутешительными.   Из тысячи растений удавалось отобрать не более 1% перспективных гибридов.

Почти 15 лет назад на выставке гладиолусов в Москве я встретился с селекционером В.Ф.Дыбовым, и именно он подсказал, с чего нужно начать. Пришлось серьезно заняться самоподготовкой: биологией, химией, генетикой и др. Большую консультативную поддерж­ку оказали мне биохимики Всероссийского института растениеводства им. Н.И. Вавилова (ВИР). Очень помогла книга А.В. Мурина и В.Н. Лысикова «Генетические условия создания исходного материала гладиолуса» (Кишинев, Штиинца, 1989). И уже в 1993 г. с помощью мутагенов я получил из тысячи клубнелуковиц 18% перспективных гибридов.

Семена освобождал от крыльчатки, а клубнепочки от наружных покровов. В отдельных опытах семена замачивал на 1 сутки в воде, затем на 18-24 часа в растворе мутагена, после чего тщательно в течение 20-30 мин промывал водопроводной водой и затем высевал. Большинство используемых мною химических мутагенов описаны в книге А.В.Мурина, В.Н.Лысикова. И могут привести к изменению формы и окраски цветка и др.

Мною были выделены мутанты с округлой ('Лунный Свет', 512), эллипсовидной и треугольной формами цветка. Оригинально выглядит колос сорта 'Северная Пальмира', 535. Иногда удается изменять размеры долей околоцветника внешнего или внутреннего кругов ('Поющие Фонтаны', 435; 'Изумрудные Ожерелья', 543). У мутантных растений доли могут принимать округлую, ланцентную, рассеченную и бахромчатую форму. В сочетании с оригинальной окраской такие гладиолусы имеют причудливый вид ('Невская Экзотика', 545). Очень интересны цветки с муаровой растушевкой ('Седой Странник', 527-427;' Невская Мозаика', 475), а также с суперплотной фактурой «лепестков» ('Невская Жемчужина', 461).

Значительное влияние мутагены оказывают на окраску цветка. Из семян некоторых коробочек была получена почти вся гамма расцветок. Большой интерес представляют гладиолусы с плотной фактурой долей и супергофрировкой, закрывающей центр цветка ('Юбилейный Питер', 500; 'Белая Метелица', 501; 'Золотой Орфей', 514; 'Принцесса Индианна', 514;'Хрустальный Перезвон', 463; 'Серебристый Иней', 571; 'Журавлиная Стая', 593 и др.).

Благодаря использованию мутагенов возникают формы гладиолусов, у которых сохранены ценные свойства исходного сорта и вместе с тем улучшены некоторые признаки, интересные для селекционеров.

Мутантный гладиолус лишь изредка обладает совокупностью всех свойств, необходимых для нового сорта. В большинстве случаев такие растения служат в качестве исходного селекционного материала. Отечественные оригинаторы выпустили большое количество мутантных форм, которые в течение многих поколений сохраняют изменения на генетическом уровне. Поэтому, используя эти гладиолусы в качестве родительских пар, можно вполне обойтись без мутагенов.

В настоящее время я работаю над созданием  синих, зеленых, черных, а также игольчатых гладиолусов.