Бюллетень Московского клуба гладиолусоводов № 15, 2007 г.

 

ВОСПОМИНАНИЯ О 1980-Х

И.И.Зеленина (127434 Москва, ул. Немчинова, д.2, кв. 23)

            Первые цветы, которые я увидела и запомнила, были розы. 1942 год. Мы были в эвакуации в Куйбышеве. У наших хозяев, где мы квартировали, был дом с приусадебным участком на окраине города . Были деревья , в основном вишни, грядки с овощами и немного цветов . Огромные кусты (мне было 4,5 года) желтых и малиновых роз были усыпаны летом цветами. Розы были крупные, махровые и душистые. Эти два цвета – желтый и малиновый с тех пор стали моими любимыми. В то время женщины вышивали. Моя мама любила вышивать гладью анютины глазки и всюду обращала на них внимание, выбирая самые необычные окраски. Я тоже их полюбила. После войны на снимаемой даче в Немчиновке я была поражена красотой и обилием флоксов и георгинов. Я уже ходила в школу, и в моде были громадные плоские букеты («лопаты», как я их называла). На листьях папоротника в центре были крупные георгины, а вокруг флоксы. Весной в школу на экзамены носили сирень с тюльпанами, ландыш, незабудки. Осенью к новому учебному году носили «лопаты». Гладиолусы я не помню. Может, они были не в моде?

            Гладиолусы я впервые увидела в 1960 году в саду моего свекра, который выращивал тогда рыжую 'Сеньориту’ и белую ‘Шнеепринцессин’. Оба сорта   были негофрированные. В саду были еще тюльпаны и нарциссы.

            В 1969 году после смерти свекра сад перешел на мое попечение, т.к. мужа и свекровь растения не интересовали. Я решила пополнить ассортимент гладиолусов и купила клубнелуковицы в магазине «Семена» на улице Хмельницкого.  Расцветки были разные: чистейший ало-красный 'Красный Галстук', негофрированный с искрящейся фактурой лепестков, сиреневый с более темными прожилками 'Павлинье Перо', синий 'Гавот', розовые и желтые, и «тогдашний» шедевр черно-красный слегка гофрированный ‘Джек оф Спэйдз’. Вырастив эти цветы, я ими «заболела». Увидев, что тычинки и пестики были очень крупные, я решили провести опыление. Я опылила 'Шнеепринцессин' снизу доверху всеми своими цветными новинками и получила семена.

            Весной 1970 года я пошла на Центральный рынок и купила «девочки» (мелкие клубнелуковички) еще многих сортов. Продавцы мне всё рассказали, как выращивать, чтобы они зацвели. Я очень старалась и была вознагражденаю Все мои «девочки» расцвели. Это было чудо.

            Разговаривая с продавцами гладиолусов я узнала, что в Москве бывают в августе выставки цветов, а зимой цветоводы собираются на Дорогомиловской улице (в секции цветоводства Общества охраны природы) для обмена опытом и повышения уровня знаний по цветоводству. Обо всем этом мне рассказал известный в то время коллекционер и селекционер Владимир Павлович Зайцев. Я рассказала ему, что собираюсь заняться селекцией гладиолусов, чему он был очень удивлен, - Зачем? Я сказала, что у меня будут новые сорта. Он пошутил: «Кто будит, тот рано встает!» На Центральном рынке бывали известные цветоводы: Шуман, Н.С.Чуйков, мама А.Ф.Евдокимова, уже имевшего новейшие сорта.

            В секции цветоводства «царили» Вяткины. Антонина Григорьевна Вяткина была истинной вдохновительницей гладиолусного движения. Интереснейшая умнейшая женщина, свободно владевшая английским языком и делавшая переводы статей из американских журналов по гладиолусам. Всеволод Васильевич Вяткин был агрономом и во всем помогал Антонине Григорьевне.

            В то время помощниками Вяткиных были: Кольс Лидия Петровна, Цветкова Зоя Ивановна, Филиппенко Игорь Иванович, Вайнштейн Яков Григорьевич, Воропаев Макар Павлович. Мне, Цветковой З.И. и Филиппенко И.И. Антонина Григорьевна поручила по собранным ею материалам составить книги учета отечественной селекции по годам, названиям и описаниям. Эти книги были сделаны в 1975 году.

            Я узнала, что в Союзе есть много селекционеров в разных городах и республиках. Самые «богатые» были Прибалтика и Украина. Я познакомилась с Бархатовой Павлой Ивановной, Вериньшем Алдонисом Волдемаровичем, Мирошниченко Ниной Афанасьевной, Панасюком Федором Сергеевичем, Эйхер-Лорка из Литвы и другими известными селекционерами.

            Летом 1972 года я впервые сама участвовала в выставке гладиолусов в Театре мимики и жеста в Измайлово. Принесла на выставку 'Джек оф Спэйдз' и 'Хиз Экселенс', но мои экспонаты были далеки от совершенства. Спасибо ещё, что были на стенде.

            Меня поразило невероятное разнообразие расцветок, форм и размеров гладиолусов. Выставка была в огромном светлом высоком зале, видимо, спортивном. Цветы стояли по одному от сорта в молочных бутылках, обернутых бумагой, но на каждом растении была этикетка. После судейства развешивали наградные кокарды (бэйджи).

            Особенно четко были организованы прием и расстановка гладиолусов по расцветкам. Этим занимался тогда Яков Григорьевич Вайнштейн. Судейство проводили А.Г. и В.В.Вяткины и М.П.Воропаев. Тогда уже был его сорт 'Авиатор' – красный, мощный.

            В 1972 году на выставку Вериньш привез свои чудесные сорта 'Софию' и 'Матес Сирдс', из-за которых был скандал с А.Н.Громовым. Они якобы были похожи на американские сорта 'Bakers Dozen' и 'Heart Throb'. Но  'София' и 'Матес Сирдс' так и вошли в сортимент гладиолусов и в коллекции любителей, как сорта А.В.Вериньша.

            Перед выставкой прошел семинар по агротехнике, способам размножения  и борьбе с вредителями и болезнями гладиолусов. Это была очень важная и ценная часть выставки, т.к. приобретался опыт и знакомства со «звездами» гладиолусного мира.

            С осени 1972 года занятия секции гладиолусоводов стали проводиться в Клубе ЖЭК на улице Неждановой, 19. Пришли новые члены клуба: Евдокимов Александр Федорович, Лобазнов Вячеслав Андреевич, Грингаут Евгений Георгиевич, занимавшийся селекцией мелкоцветок (его шедевром стал 'Октябренок', ярко-красная двухсотка), Пикашов, который пытался вывести зимующий в Подмосковье гибридный гладиолус. Пришло много талантливой молодежи: Васильев Сергей Алексеевич (наш теперешний кумир), Васильев Леонид Сергеевич (имевший богатейшую коллекцию иностранных сортов), Баранов Андрей Борисович, Кузьмины Николай Иванович и Сергей Иванович, Буканов Валерий Алексеевич, Беляков Валентин Артемович, Дыбов Валентин Федорович, Степанов Вячеслав Михайлович, а также Шорин Владимир Филиппович, Чуйков Николай Степанович, Захарчук Захар Иванович, Камушкина Анна Сергеевна.

            Организационную работу вела орггруппа, состояшая из Вяткиных, Кольс Л.П., Платонова Сергея Андреевича, Филатова Василия Петровича, Вайнштейна Я.Г., Никифорова Валерия Сергеевича, Маркова Леонида Николаевича, Филиппенко И.И., Гречишкина Александра Игнатьевича и меня – Зелениной И.И. Пришли Орлова Елена Николаевна, ставшая методистов секции, Троицкая Тамара Трофимовна.

            Главными экспонентами выставок, привозившими много экспонатов, были Громов А.Н., Ардабьевская Т.В. и Евдокимов А.Ф. Они привозили цветы ведрами, и это были великолепные экспонаты. С 1975 года присоединились к нашим выставкам Мурины Людмила Васильевна и Анатолий Васильевич, Коркишко Григорий Васильевич из Молдавии, привозившие свои роскошно выращенные цветы.

            На выставках была четко организована работа дежурных и консультантов, были громадные плакаты по агротехнике и болезням. Особенно отличался консультациями Степанов В.М., теперь живущий на Алтае.

На выставках была отличная книга отзывов посетителей. Иногда заходили очень знаменитые люди. Однажды к нам на ул. Чайковского зашел Сергей Михалков. Он написал много теплых слов в адрес нашей выставки и подписался: писатель, член Верховного Совета. Его поразили зеленые гладиолусы 'Грин Айл', и мы подарили букет из 3-х штук (было много зеленых в тот раз). Особенно богатыми были выставки с 1975 по 1989 годы. Это был настоящий расцвет культуры гладиолусов. Появилась целая плеяда замечательных запоминающихся шедевров: 'Гладиолус Улановой' (571,Громов, 1983), 'Улыбка Гагарина' (543, Громов, 1980), 'Шик' (554, 1994) и 'Цыганочка' (458, 1989) Баранова Георгия Матвеевича из Калининграда, 'Думелис' (494, 1985) Бальчикониса из Литвы, 'Миссис Нина' (563, Вериньш), посвященный юбилею Нины Афанасьвны Мирошниченко, 'Сомбреро' (544, 1989) и 'Анфиса' (566, 1986) Коркишко, 'Пятый Океан' (585,1985) Мурина А.В., 'Прощай Молодость' Бурцева В.М., 'Белый Медведь' (500, 1980) и 'Шоколадница' (592, 1981) Евдокимова, 'Октябренок' Грингаута, 'Сапфировая Тайна' (486, 1972) Мартынова с Украины, 'Огненное Кружево' (554) и 'Вечерний Киев' (486, 1976) Мирошниченко, 'Корсар' Эйхер-Лорки, 'Летчик Камушкин' (563,1981) Камушкиной А.С. И еще много много других, в том числе мои 'Старый Замок' и 'Золотая Грёза'.